Полномочия пенсионного фонда

Каталог статей Иные вопросы Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации Гутников О. Основное назначение Пенсионного фонда РФ заключается в том, что он обеспечивает финансирование различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации.

Для этого он законодательно наделен целым комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения в России. В его функции входят сбор и учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов; назначение и выплата пенсий; контроль за правильным и рациональным расходованием аккумулированных в фонде средств; организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд наделен правом издавать нормативные правовые акты, проводить контрольно-проверочные мероприятия, осуществлять взыскания с организаций и граждан недоимок, пени и штрафов по уплате обязательных страховых взносов, сумм государственных пенсий по инвалидности и др. Также Пенсионный фонд осуществляет капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов в том числе валютных ценностей физических и юридических лиц, инвестирует средства пенсионных накоплений, а также предоставляет целый комплекс государственных услуг гражданам и организациям.

Помимо пенсий по обязательному пенсионному страхованию, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда, Пенсионному фонду делегированы полномочия по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению из федерального бюджета. В связи с этим денежные средства бюджета, которыми он оперирует, делятся на две основные категории: В частности, Пенсионный фонд участвует в реализации прав граждан на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря г.

N ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Особенностью бюджетного статуса Пенсионного фонда является также то, что его бюджет является самостоятельным и независимым от иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Онлайн журнал для бухгалтера

Денежные средства и иное имущество Пенсионного фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Органы Пенсионного фонда наделены полномочиями распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда РФ. Также органы Пенсионного фонда осуществляют полномочия администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. N ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст.

По существу, Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов страховые взносы и направлениями расходов выплата пенсий и пособий , свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения.

Многообразие и публично-правовой характер социально значимых функций Пенсионного фонда и оказываемых им государственных услуг предопределяют особенности его правового статуса. Он является не только самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции, как указывается в п. Постановлением ВС РФ от 27 декабря г.

N ; п. Основы правового положения Пенсионного фонда определяются нормативными документами о создании Пенсионного фонда, такими как Постановление ВС РСФСР от 22 декабря г. N ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также локальные правовые акты, принимаемые правлением Пенсионного фонда. Пенсионный фонд России является юридическим лицом, и его правовой статус как юридического лица определяется также гражданским законодательством Российской Федерации.

Одновременно Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Таким образом, Пенсионный фонд образует двойственную систему юридических лиц и органов управления, пересекающихся между собой. Сам Пенсионный фонд центральный орган является органом управления государственным внебюджетным фондом и юридическим лицом в форме государственного учреждения.

Подразделения Пенсионного фонда на местах также одновременно являются территориальными органами управления, подотчетными вышестоящим органам, и юридическими лицами в форме государственных учреждений. Имущество Пенсионного фонда и его территориальных органов является государственной собственностью и находится в оперативном управлении органов Пенсионного фонда.

Система Пенсионного фонда включает в себя: На федеральном уровне органами Пенсионного фонда его центрального органа являются правление, исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России п.

Постоянно действующим исполнительным органом Пенсионного фонда является исполнительная дирекция ПФР, возглавляемая исполнительным директором ПФР. Исполнительная дирекция ПФР в своей деятельности подотчетна Правлению ПФР. Она осуществляет государственное управление средствами пенсионного страхования, руководство и контроль деятельности 82 отделений ПФР в субъектах РФ и г. Байконуре, подготовку проекта бюджета ПФР и отчета об его исполнении, контроль за надлежащим расходованием средств ПФР и ряд других функций.

Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 4 апреля г. Информационный центр персонифицированного учета ПФР ИЦПУ является юридическим лицом в форме федерального учреждения, учрежденным Пенсионным фондом России. Имущество ИЦПУ является федеральной государственной собственностью и находится у него в оперативном управлении. Исполнительным органом ИЦПУ является директор, назначаемый правлением ПФР. Функции высшего органа управления ИЦПУ по существу выполняет правление ПФР, которое утверждает бюджет, смету расходов, структуру и штатное расписание ИЦПУ, согласовывает иные вопросы деятельности ИЦПУ.

Основной задачей ИЦПУ является обеспечение функционирования технологического процесса автоматизированного ведения персонифицированного учета и реестра застрахованных лиц в системе ПФР, его развитие и совершенствование.

Постановлением правления ПФР от 6 августа г. В задачи управлений входят координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе, взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ, участие в подготовке бюджетов отделений в федеральном округе, отчетов об их исполнении, осуществление иных информационно-аналитических и координационных функций.

Руководство управлением осуществляется начальником управления, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР. Постановлением ПФР от 9 октября г. N "О создании Управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах".

Отделения ПФР в субъектах РФ осуществляют организацию государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и ряд иных функций в соответствии с законодательством РФ, решениями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР. Отделения ПФР в субъектах РФ являются юридическими лицами, созданными Пенсионным фондом России в форме государственных учреждений.

Руководство деятельностью отделений осуществляют управляющие, которые назначаются и освобождаются от должности правлением ПФР. Имущество отделений является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении отделений.

Постановлением правления Пенсионного фонда РСФСР от 25 апреля г. N 83 ; Положение о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Орловской области утв.

Постановлением правления ПФР от 22 марта г. В число функций отделений входят: Управления отделы ПФР находятся в подчинении отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ и также являются юридическими лицами в форме государственных учреждений, имущество которых находится в федеральной собственности и закреплено за ними на праве оперативного управления.

Учредителем управлений отделов является Пенсионный фонд РФ. Управления отделы осуществляют непосредственное взаимодействие с участниками системы обязательного пенсионного страхования - страхователями и застрахованными лицами гражданами.

В своей деятельности управления отделы непосредственно подчиняются отделениям Пенсионного фонда в субъектах РФ. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом управляющего отделением ПФР в субъекте РФ.

Структура и штатное расписание управления отдела утверждается управляющим отделения ПФР в субъекте РФ. Финансирование расходов на содержание управления отдела осуществляется за счет средств бюджета ПФР через отделение ПФР в субъекте РФ как распорядителя средств бюджета ПФР. N 34 ; Положение об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации государственном учреждении в г.

Шарье Костромской области межрайонном утв. Постановлением правления ПФР от 15 мая г. В число функций управлений отделов входят: Центры по назначению и выплате пенсий ПФР находятся в подчинении отделений Пенсионного фонда РФ в субъектах РФ.

Их правовой статус во многом аналогичен управлениям отделам Пенсионного фонда РФ: В функции Центров по назначению и выплате пенсий входят: Такая сложная совокупность юридических лиц и органов управления, входящих в систему Пенсионного фонда, не вписывается ни в одну из известных организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных ГК РФ.

При этом учредителем этих государственных учреждений отделений ПФР в субъектах РФ и подведомственных им управлений отделов в городах и районах является другое государственное учреждение - сам Пенсионный фонд РФ. Имущество всех государственных учреждений системы ПФР является не собственностью учредителя, а федеральной государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении соответствующих учреждений.

Это не согласуется с ГК РФ, а также Федеральным законом от 12 января г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым учредителем федерального государственного учреждения может быть только Российская Федерация, при этом учредитель должен являться собственником имущества созданного им учреждения.

Гражданское законодательство не предусматривает, чтобы одни государственные учреждения могли создавать другие. Не соответствует гражданскому законодательству и система управления юридическими лицами, входящими в систему ПФР, согласно которой одни государственные учреждения отделения и управления ПФР в регионах подчиняются другим "вышестоящим" государственным учреждениям.

Сойфер ; Гутников О. В связи с этим Пенсионный фонд и входящие в его систему юридические лица в значительной степени выведены из-под сферы действия гражданского законодательства о юридических лицах. В то же время в поправках к ГК РФ, вступивших в силу с 1 сентября г. В новой редакции ГК РФ отдельно упоминается Центральный банк РФ, а также негосударственные пенсионные фонды, обладающие особым правовым статусом. Об особенностях правового статуса Пенсионного фонда РФ и других органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся юридическими лицами, в новой редакции главы 4 ГК РФ вообще ничего не говорится.

При этом Пенсионный фонд РФ не подпадает под данную формулировку, поскольку образующие его государственные учреждения не могут быть отнесены ни к одному из известных типов государственных учреждений казенному, бюджетному или автономному в силу особенностей его бюджетного статуса. Федеральный закон от 5 мая г. N ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Новая редакция ГК РФ предусматривает новую организационно-правовую форму юридического лица - "публично-правовую компанию" подп. Категорию "юридического лица публичного права" Минэкономразвития России предлагало ввести в российский правопорядок еще в г. Тем самым предполагалось решить проблему не вписывающихся в действующие организационно-правовые формы юридических лиц таких организаций с особым правовым статусом, как Центральный банк, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, государственные корпорации.

Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: Юридическое лицо публичного права. Концепция развития корпоративного законодательства на период до г. II Протокола от 1 мая г. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Несмотря на это возможность создания публично-правовых компаний были включены в подп. Постановление ВС РСФСР от 22 декабря г. N ; Закон N ФЗ; нормативные правовые акты, принимаемые правлением Пенсионного фонда РФ.

Однако данное переходное положение к юридическим лицам системы Пенсионного фонда, строго говоря, может применяться лишь по аналогии, поскольку Российской Федерацией создан лишь сам Пенсионный фонд, а учредителем его территориальных органов государственных учреждений является не Российская Федерация, а Пенсионный фонд РФ. Кроме того, понятие "специальный федеральный закон о соответствующем юридическом лице" не применимо к каждому из юридических лиц, входящих в систему Пенсионного фонда.

Таким образом, гражданско-правовой статус юридических лиц, входящих в систему Пенсионного фонда и иных юридических лиц, являющихся органами управления государственными внебюджетными фондами, нуждается в дополнительном правовом регулировании.

Особое упоминание о них должно быть включено в Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность регулирования особенностей их правового статуса в специальных федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Однако данные поправки не предполагают внесение корреспондирующих изменений в ГК РФ, следовательно, не снимают вопросов о легитимности правового статуса Пенсионного фонда РФ и иных юридических лиц, входящих в его систему.

Пенсионная реформа в России: В связи с тем что Пенсионный фонд РФ осуществляет множество различных функций, в том числе публично-правовых, его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами различных отраслей законодательства.

N "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации". Акты Пенсионного фонда, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон от 16 июля г. N ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закон N ФЗ ст. N ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется с 1 января г.

N ФЗ "О страховых пенсиях" , от 28 декабря г. N ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января г. N ФЗ "О накопительной пенсии" вступает в силу с 1 января г. N ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 1 апреля г.

N ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 30 ноября г. N ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", от 24 июля г. N ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", от 7 мая г. N ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 30 апреля г. N ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", от 28 декабря г.

N ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", от 12 января г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 15 декабря г.

N ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 4 июня г. N ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", от 12 февраля г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со ст. Соответственно, вопросы организации бюджетного процесса Пенсионного фонда и его территориальных органов регулируются нормами законодательства Российской Федерации о государственных казенных учреждениях. Федеральные законы от 2 декабря г. N ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на год и на плановый период и годов", от 2 декабря г.

N ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на год и на плановый период и годов". Федеральные законы от 30 сентября г. N ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за год", от 30 сентября г. N ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за год". Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и или находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утв.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря г. N р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", от 31 декабря г. N р "О перечне распорядителей и получателей бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и уплате платежей в бюджеты".

N р "Об утверждении перечней государственных услуг". Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" утв.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа г. N н ; Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" утв.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня г. N н ; Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утв.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января г. Федеральный закон от 2 декабря г. N "О банках и банковской деятельности". N ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утв. Постановлением Правления ПФР от 7 марта г. Наконец, Пенсионный фонд имеет особый статус в законодательстве о противодействии коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря г. N ФЗ "О противодействии коррупции" целый ряд антикоррупционных правовых механизмов распространяет не только на государственных служащих, но и на должностных лиц и работников организаций, созданных на основании федеральных законов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. К таким организациям приравнен и Пенсионный фонд РФ, который напрямую упоминается в Законе о противодействии коррупции, а также в ст.

При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц и работников соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены особенностями правового статуса таких организаций. Не являясь органами государственной власти или иными государственными органами, такие организации по своему правовому положению, с точки зрения законодателя, приближаются к ним и нуждаются в установлении дополнительных антикоррупционных мер, аналогичных тем, которые вводятся в отношении государственных органов.

Однако в систему Пенсионного фонда РФ, как указывалось выше, входит множество территориальных органов, являющихся отдельными юридическими лицами государственными учреждениями , тогда как Закон "О противодействии коррупции" и ТК РФ упоминают Пенсионный фонд как организацию в единственном числе и ничего не говорят о его территориальных органах, являющихся отдельными юридическими лицами организациями. При этом Перечень должностей в таких организациях, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о доходах, предполагает распространение его на должности одной организации, а не системы юридических лиц, входящих в Пенсионный фонд России.

Постановление Правительства РФ от 22 июля г. N "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".

Постановление Правительства РФ от 5 июля г. N "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

В связи с этим при буквальном прочтении Закона о противодействии коррупции и ст. До внесения этих изменений распространение "антикоррупционного" статуса Пенсионного фонда РФ на все юридические лица, входящие в его систему, юридически некорректно. Несмотря на это, нормативными актами Пенсионного фонда утверждаются перечни должностей, на которые распространяются дополнительные требования антикоррупционного законодательства.

N 82п "Об утверждении Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации", от 21 января г.

N 5п "О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов", от 4 июня г. N п "Об утверждении Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги супруга и несовершеннолетних детей", от 11 июня г.

N п "О комиссиях территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов", от 5 июня г. N п "Об утверждении Порядка уведомления работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов работодателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений", от 20 августа г.

N п "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации", от 2 сентября г. N п "Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации"; распоряжение правления ПФР от 3 октября г. N р "Об организации мероприятий по противодействию коррупции в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации". Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:.

Вернуться на предыдущую страницу. Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8. Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля г. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации Гутников О. Последние новости Бесплатная консультация юриста по телефонам:. Навигация Главная Новости Вопрос-ответ Контакты. Статьи Общие вопросы предпринимательской деятельности Правовые формы предпринимательской деятельности Предпринимательские договоры Отдельные виды предпринимательской деятельности Иные вопросы.

См. также